Мировая художественная культура

Олимпиады по МХК для 5-9-х классов

Уважаемые коллеги!

24 октября 2008 года в школах Санкт-Петербурга должен пройти школьный тур Всероссийской олимпиады по Мировой художественной культуре. С «Положением о III (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по МХК» можно ознакомиться на сайте Аничкова дворца.

 Вашему вниманию предлагаются некоторые общие рекомендации к организации школьного тура олимпиады по МХК и возможное содержание конкурсных заданий.

 

Общий комментарий

Цели и задачи олимпиады:

  • выявление уровня знаний учащихся по предмету «Мировая художественная культура»;

  • определение уровня сформированности знаний и умений учащихся, необходимых для освоения предмета «Мировая художественная культура»; 

  • популяризация среди школьников учебного предмета «Мировая художественная культура», стабилизация его места в образовательном процессе;

  • выявление и поддержка наиболее талантливых учащихся в области изучения художественной культуры, активизация их творческого потенциала;

  • определение состава участников второго (районного) этапа олимпиады.

 Тематика олимпиады:

Изобразительное искусство, музыка, скульптура, театр, архитектура: от первобытной культуры до современного искусства. В ходе школьного тура учащиеся должны продемонстрировать знания в области истории и теории мировой художественной культуры, умения и навыки анализа текстов художественной культуры, способность работать с различными произведениями художественной культуры, создавать собственные тексты культуры. 

Отбор содержания олимпиадных заданий рекомендуется осуществлять в соответствии с базовыми знаниями учащихся:

  • 5-7 классы – первобытная культура, культура средневековой Европы и Востока;
  • 8-9 классы – первобытная культура – культура эпохи Просвещения, XIX века;
  • 10-11 классы – первобытная культура – культура XX века.

 

Участники:

Первый тур (школьный) открыт для учащихся 5-11 классов. В данном туре могут принимать участие все желающие, как школьники, изучающие курс МХК в рамках школьной программы, так и ученики, интересующиеся предметом и осваивающие его в рамках дополнительного образования.

Школьный тур олимпиады проводится педагогом или ответственным куратором. Проведение тура курирует районный методист НМЦ.

 

Проведение олимпиады:

Проведение отборочного школьного тура проходит в свободной форме с использованием собственных разработок педагогов и методистов по МХК, позволяющих выявить уровень знаний и умений в области мировой художественной культуры. Районный методист по МХК и педагоги имеют право предложить на первый этап олимпиады  задания, подготовленные ими. Задания по алгоритму выполнения и способам действий школьников должны соответствовать вариантам, рекомендованным городским жюри.

Задания, разработанные городским жюри, имеют рекомендательный характер и могут рассматриваться как «модельные». На их основе районные методисты и педагоги могут разработать свои варианты олимпиадных вопросов и заданий.

            Примерные олимпиадные задания по МХК для первого отборочного (школьного) тура дифференцированы по трем возрастным ступеням: 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Для каждой возрастной категории предлагается соответствующая возрастным и психолого-педагогическим особенностям учащихся форма выполнения заданий:

·        5-7 классы – игра по станциям с большим количеством творческих заданий;

·        8-9 классы – проблемные задания, предполагающие развернутые, аргументированные ответы;

·         10-11 классы – тестовые задания и задания, связанные с созданием собственных текстов культуры.

По характеру и уровню сложности учебные задания подразделяются на информационно-познавательные, логические, проблемные и творческие. Олимпиадные задания не должны иметь характер проверочных тестов и быть ориентированы только на однозначные и точные ответы. Специфика олимпиадных заданий в их ориентации на создание условий для формирования личностного эмоционально-ценностного восприятия материала, творческого осмысление проблем, индивидуального поиска ответов.

 

Примерные задания для учащихся 5-7 классов

            Для данной возрастной категории рекомендуется проведение олимпиады в игровой форме, в ходе которой учащиеся смогут продемонстрировать базовые знания, отражающие содержания курса МХК:

5 классы: первобытная культура, культура древнего Египта;

6 классы: первобытная культура, культура Древнего Египта, Месопотамии, Древней Греции;

7 классы: первобытная культура, культура Древнего Египта, Месопотамии, Древней Греции, культура Средневековья. 

Данное содержание определяет название «станций» для отборочного школьного тура. На каждой станции ученикам предлагается решение творческих и проблемных заданий в ходе групповой и индивидуальной работы. Педагог, в зависимости от ситуации, вправе сам решить, как организовать работу, в какой форме и для каких классов применить предлагаемые задания.

На станциях «Первобытная культура», «Египет», «Месопотамия» «Древняя Греция» каждая группа получает индивидуальное задание, состоящее из одной или нескольких задач, которые необходимо выполнить за определенное время. Победителем считается группа (или группы), которая в это время смогла выполнить не только обязательное, но и дополнительное (финальное) задание.

Работа на станции «Средневековый мир: Восток, Россия, Западная Европа» предполагает, в основном, индивидуальную работу, связанную с выполнением заданий, нацеленных на выявление умения формулировать и высказывать свое мнение по поводу художественных произведений, аргументировать собственную точку зрения, давать развернутое суждение.

 

  


Варианты олимпиадных заданий

(5-7 классы)

 

Станция «ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА»

Задание 1 (для выполнения задания педагогу необходимо разрезать предложенное изображение на фрагменты).

 

 

Перед вами фрагменты рисунка. Соберите изображение. Как вы считаете, почему животных в культуре палеолита, как правило, изображали достаточно реалистично (в отличие от людей, которые всегда обозначались схематично)? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 2

Изображения животных всегда занимали значительное место в первобытном искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п. Реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Объясните, почему древние художники палеолита чрезвычайно редко изображали растения.

В какой период каменного века (и в связи с чем) появляются символические изображения растительного мира в декоративно-прикладном искусстве?

 

Задание 3

Это слово пришло из алгонкинского языка индейского племени Центральной Америки и означает буквально «его род». Оно обозначало вид животных, растений или неживой объект, которые у родовых общин являлись предметом поклонения, знаком принадлежности к определенному роду или племени. Этот придуманный фантазией первобытного человека «первопредок» мог выступать защитником в жизни первобытного человека и посредником в мире духов. Вспомните, как он называется.

Обсудите, придумайте и нарисуйте образ вашего вымышленного «первопредка». Поясните свой выбор.

 

Задание 4

Перед вами несколько красок: красная, желтая, синяя, коричневая, белая, голубая, черная. Исключите те, которыми не пользовались древние художники, создавшие произведения наскальной живописи. Как вы думаете, чем обусловлен их выбор цветовой гаммы для росписи?

 

Задание 5

Главное открытие неолита – глина. Созданные из нее изделия и их художественная обработка положили начало созданию произведений, названных «керамика». Керамика становится основным видом искусства этого времени, а гончар – главным художником племени. Как вы думаете, в связи с какими изменениями в жизни первобытного человека появилась и стала востребована керамика?

 

Станция «ЕГИПЕТ»

 

Задание 1

Внимательно рассмотрите изображение подвески, находящейся в Каирском музее (Египет). Какие священные символы Древнего Египта вы смогли увидеть в этом изображении?

 Задание 2

Внимательно прочтите фрагмент текста древнеегипетского папируса: «…Твое величие не останавливается даже на мгновенье, ибо широкими шагами ты в одно мгновенье проходишь такие пространства, для преодоления которых человеку нужно сотни и тысячи и даже миллионы лет; ты это совершаешь, а потом опускаешься, чтобы отдохнуть. Ты определяешь конец часам ночи и исчисляешь их, именно ты; ты заканчиваешь их в назначенное тобой время, и земля становится светлой. Ты предстаешь пред творением своим в облике … ты восходишь на горизонте».

Как вы думаете, о каком древнеегипетском божестве идет речь в тексте папируса? Попробуйте изобразить (нарисовать) его таким, каким изображали в Древнем Египте.

 Задание 3 (для выполнения задания педагогу необходимо разрезать предложенное изображение на фрагменты).

Культура Древнего Египта знаменита не только пирамидами и храмовыми комплексами со скульптурными колоссами. Существуют известные скульптурные произведения малых форм, например, знаменитые скульптурные портреты. Один из таких портретов был найден при археологических раскопках города, построенного фараоном, которого принято считать великим реформатором Нового царства (XIV в. до.н.э.). Перед вами фрагменты этого изображения. Соберите его.

Рассмотрите получившееся изображение и попытайтесь ответить на вопросы:

 

·   как звали этого фараона до принятия реформы и после реформы?

·   каким образом родовое имя этого фараона связано с Санкт-Петербургом?

·   как реформы, предпринятые этим фараоном, отразились в изобразительном искусстве Древнего Египта этого периода?

 

Задание 4

Внимательно прочитайте фрагмент текста с древнеегипетского папируса: «Поклоняюсь тебе, о ты, существующий как РА, когда ты восходишь, и как АТУМ, когда ты заходишь. Ты – владыка неба, ты – владыка земли, ты – творец тех, кто пребывает в вышине, тех, кто пребывает в глубинах. … Ты сотворил землю, ты сотворил человека и ты сотворил водную пучину неба, ты создал образ ХАПИ… Будь славен ты, которого богиня МААТ обнимает и утром и вечером… Все боги радуются, когда ты восходишь и плывешь по небу, поднимающийся в ладье СЕКТЕТ. Поклоняюсь тебе, о  АМОН-РА, ты, кто опирается на МААТ.»

Как вы думаете, почему именно богиня МААТ – богиня истины, порядка и справедливости – принимает участие в плаванье РА (ходе Солнца по небу)? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 5

Внимательно рассмотрите изображения древнеегипетских иероглифов. Попробуйте ответить на вопросы:

·            - Перед вами иероглиф «вода»                      

А что может означать такой иероглиф?

 

 

- Перед вами три иероглифа. Определите, какой из них обозначает царя, мужчину, женщину. Объясните свой выбор.

 

 

 

 

 

1.                                2.                     3.

- Перед вами иероглиф «небо»   

 

А что могут означать иероглифы, изображенные ниже? Аргументируйте ваше предположение.

 


                                                          

 

 

Станция «МЕСОПОТАМИЯ»

 

Задание 1

Внимательно прочтите фрагмент текста древнешумерского эпоса:

 

 


«…Хижина, хижина! Стенка, стенка!

Слушай, хижина! Стенка, запомни!

Шуруппакиец, сын Убар-Туту,

Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилье, заботься о жизни.

Богатство презри! спасай свою душу!

На свой корабль, который ты построишь,

Очертаньем да будет четырехуголен,

Равны да будут ширина с длиною,

Как Океан, покрой его кровлей».

………………………………………

«В пятеро суток заложил я кузов:

Треть десятины площадь, борт

Сто двадцать локтей края его верха.

Заложил я обводы,  чертеж начертил я:

Шесть в корабле положил я палуб,

На семь частей его разделивши ими,

Его дно разделил на девять отсеков…»

………………………………………….

«Был готов корабль в час захода Солнца,

Сдвигать его стали – он был тяжелым,

Подпирали кольями сверху и снизу,

Погрузился он в воду на две трети.

Нагрузил его всем, что имел я,

Нагрузил его всем, что имел серебра,

Нагрузил его всем, что имел я злата,

Нагрузил его всем, что имел я живой твари,

Поднял на корабль всю семью и род мой.

Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял

 


  • Как вы думаете, что могло послужить материалом для записи текста легенды о великом потопе шумерской цивилизации?
  • Жителем какого города был правитель Зиусудра, по прозвищу Утнапишти, построивший по совету бога огромный корабль для спасения от великого потопа?
  • Нарисуйте схему корабля Утнапишти, используя указания в тексте поэмы.

 

Задание 2

Название этого города переводится буквально как «Врата Бога». Этот настоящий мегаполис Древнего мира неоднократно упоминается в Библии. Именно из Библии узнал о существовании этого города А.С. Пушкин (археологические раскопки этого города начались гораздо позднее): Прочтите фрагмент стихотворения поэта.

все тленно под луною;

Как волны следом за волною,

Приходят царства и века.

Скажи, где стены ……?

Умчала все времен река.

Как вы думаете, о каком городе идет речь? Аргументируйте свое решение. В какой современной стране находился этот город?

 

Задание 3

Этот крылатый бык (шеду), охраняющий дворец в Дур-Шаррукине, до сих пор поражает воображение остроумным композиционным решением. Как вы считаете, что необычного в облике этой скульптуры? Для чего ассирийским правителям был нужен именно такой страж? Поразмышляйте на эту тему и запишите ход своих рассуждений.

 

Задание 4

Древний Египет был богат камнем, а в Междуречье (Месопотамии) камня практически не было. Тем не менее, города Междуречья поражали современников размахом строительства. Какое изобретение позволило использовать единственный доступный для данной местности строительный материал – глинистый ил? Какое усовершенствование в строительное дело было внесено во время царствования Навуходоносора II? Поразмышляйте на эту тему и запишите ход своих рассуждений.

 

Задание 5

Чем прославилась мудрая правительница царица Шаммурамат, знают немногие. Она построила царский дворец в Вавилоне, обнесла его крепостной стеной с башнями, перекинула мост через Евфрат и создала немало ирригационных сооружений. Но самое знаменитое сооружение, одно из чудес света, которое носит ее имя, как ни странно, не имело лично к ней никакого отношения.

Как вы думаете, о каком чуде света идет речь? Почему это сооружение принято считать шедевром зодчества и инженерного искусства? Запишите свои размышления.

 

Станция «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

 

Задание 1

Известно, что в древнегреческих храмах восточный фронтон считался главным. Вспомните:

·        что было изображено на восточном фронтоне Парфенона?

·        кому посвящен этот храм?

Поразмышляйте, какой главный момент жизни как богов, так и людей, мог быть достоин того, чтобы быть запечатленным на главном фронтоне, над входом в храм?

Запишите свои размышления.

 

Задание 2

Известно, что статуя Афины Парфенос в комплексе Афинского акрополя имела высоту 12 м и была выполнена в хризоэлефантинной технике. Это была самая дорогая техника, используемая в декоративно-прикладном искусстве древнего мира. В чем ее суть? Почему она была столь дорогой? Какие возможности открывало использование этой техники перед древними мастерами?

 

Задание 3

Многое о происхождении греческой драматургии могут сказать переводы греческих слов, связанных с этой областью греческой культуры. Так, один из жанров драматургии образован из слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т.е. буквально «песнь козлов». Это название напоминает о сатирах – спутниках Диониса, козлоногих существах, прославлявших подвиги бога. Другой жанр ведет свое происхождение от слов «комос» и «одэ». «Комос» – шествие веселой толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса (буквальный перевод слова – «песнь гуляк»). Опираясь на эту информацию, попробуйте назвать два важнейших жанра театральной драматургии. Каких древнегреческих драматургов вы знаете?

 

Задание 4

Известно, что греки вино разбавляли водой. Красное вино разбавлялось водой, пока оно не приобретало почти синий цвет (Гомер называл море «винноцветным»). Пить неразбавленное вино греки считали недопустимым (так вели себя только варвары).

Выберите из представленных рисунков сосуд, в котором удобно смешивать воду с вином? Вспомните, как он назывался?

Попробуйте придумать сюжет для росписи подобной вазы. Попробуйте нарисовать ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5

Самыми знаменитыми художниками V века в Древней Греции были Зевксис и Паррасий. Известен такой случай из их жизни: они поспорили, кто лучше напишет картину. Собрался народ, каждый их художников должен был торжественно открыть покрывало, скрывающее написанную им картину, и представить ее на суд зрителей. Когда Зевксис снял покрывало с картины, то на изображение винограда, написанного с величайшим мастерством, слетелись птицы и принялись его клевать, приняв за настоящий. Народ рукоплескал. «Снимай покрывало», – сказал гордый успехом Зевксис. «Не могу» – ответил Паррасий. «Тогда это сделаю я» – сказал его соперник, но не смог этого сделать.

Как вы считаете, почему? Кому, как вам кажется, присудили победу зрители? Аргументируйте свой ответ.

Станция «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИР:

ВОСТОК, РОССИЯ, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА»

Задание 1

По каким признакам можно определить уровень развития цивилизации? Запишите ход своих рассуждений.

 

Задание 2

Основатель этой религии не одобрял создание художественных образов, проповедовал отказ от материальной собственности. Тем не менее, к средним векам эта религия приобрела самую разнообразную систему визуальной (зрительной) поддержки своего вероучения. Для последователей этой религии приношения в храмы стали одним из важнейших средств, помогающих человеку приумножить свои хорошие деяния, улучшить карму. Материальные предметы, отражающие идеалы веры, такие, как дерево Бодхи, индийская смоковница, цветы лотоса и пр. стали живым напоминанием о самой вере.

Предположите, о какой религии идет речь? Как вы думаете, почему она стала мировой религией в древние времена и имеет огромное число последователей до сих пор. Обоснуйте ваше мнение. 

 

Задание 3

Внимательно изучите изображение архитектурного объекта:

Когда-то прямоугольные высокие башни располагались по углам каменной ограды мусульманских храмов. Со временем квадратные башни стали многогранными, потом круглыми, а в древнем городе Самарре в 840-850 гг. была возведена башня в виде закрученной спирали.

Как вы думаете, в чем назначение такой башни?

Какие архитектурные памятники Древнего мира, схожие с этим объектом, вы могли бы вспомнить?

Запишите ход своих рассуждений.

 

Задание 4

В 1019 году великим князем киевским стал Ярослав, по прозвищу Мудрый. После окончания разгрома печенегов князь Ярослав начал грандиозное строительство в Киеве: «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златые ворота; заложи же и церковь святые Софья…».

Поразмышляйте, почему Ярослав Мудрый выбрал именно эти названия центральных ворот и главного столичного собора? Запишите ход своих рассуждений.

 

Задание 5

В романских церквях массивные стены, узкие окна и таинственная полутьма символизировали непостижимость Бога, одновременно ограждая верующих от грехов внешнего мира. Аббат Сугерий (XII в.) решил прорезать сплошную стену восточной части храма высокими и широкими окнами. В новые большие окна вставили цветные стекла, и солнечные лучи радужным мерцанием наполнили интерьер: «Все святилище залито дивным и немеркнущим светом, проникающим сквозь священные окна!» – восклицает аббат Сугерий, в сочинении о своем новом храме.

Выскажите свое мнение: изменилось ли что-то в мировоззрении верующих с изменением архитектурного стиля готического храма?

Как вы считаете, романская или готическая архитектура в большей степени соответствует духу христианского учения?

Запишите ход своих рассуждений.

Примерные задания для учащихся 8-9 классов

При разработке заданий для школьников 8-9 классов основной акцент был сделан на индивидуальной работе над проблемными заданиями, ответы на которые требуют развернутых высказываний, выдвижения собственных версий и их аргументации.

Задания нацелены на выявление уровня знаний учащихся, их умения анализировать произведения искусства, высказывать эмоционально-ценностные суждения.

Содержание заданий соответствует базовым программам по Мировой художественной культуре и включает, помимо перечисленных выше разделов, задания по культуре Древнего Рима, эпохи Возрождения и Просвещения, XIX века.

Ниже приведены несколько вариантов заданий, разработанных городским жюри, которые могут быть использованы в качестве «модельных» для проведения школьного тура. По ряду разделов программы (Первобытная культура, Культура Египта, Месопотамии, Древней Греции, Средневековой Европы) могут быть частично использованы варианты заданий для учащихся 5-7 классов (при условии усложнения материала, выведения его на уровень осмысления проблем).

 

Варианты олимпиадных заданий

(8-9 классы)

 

«ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА»

 

Внимательно рассмотрите изображение культового места, которое находится в Стоунхендже.

К какому виду первобытных сооружений он относится? Какие детали сооружения подтверждают ваш вывод? На территории какой современной страны расположен этот культовый памятник?

До сих пор ученые не пришли к общему мнению о том, для чего использовалось это сооружение. Изложите известные вам гипотезы. Предложите собственную версию использования данного памятника.

 

«ЕГИПЕТ»

Основу искусства Древнего Египта составляет идея Вечной жизни. Эта идея воплощена в произведениях с удивительной силой и убедительностью. Рассмотрите предлагаемые изображения:

Какими художественными средствами и приемами пользовался египетский мастер для передачи идеи вечности в скульптуре. Как вам кажется, кто эти люди, запечатленные в скульптуре? Выберите одного из персонажей, предположите, о чем он мог бы размышлять. Попробуйте составить небольшой монолог от имени героя.

 

Рельеф Ассирийский бык Шеду«МЕСОПОТАМИЯ»

 

Рассмотрите изображения.

Культурам каких цивилизаций принадлежат эти мифические существа? Как они называются? Каково было их предназначение? Найдите сходства и отличия. Поразмышляйте, как художественный образ передает важнейшие черты данной культуры.

 

 

«ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

 

Рассмотрите представленные ниже планы различных греческих храмов:

 

 

 

 

 

Расставьте изображения (подпишите цифры от 1 до 5) в последовательности, отражающей эволюцию ордерной храмовой архитектуры. Назовите основные типы греческих храмов. Поразмышляйте, как и в связи с чем изменялся облик греческого храма.

 

 «ДРЕВНИЙ РИМ»

Рассмотрите скульптурный портрет Филиппа Аравитянина – одного из римских императоров.

 

 

Что вы могли бы рассказать об этом человеке? Какими чертами характера наделил его автор? Каким образом художник дал это понять зрителю?

 

 

 

«СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИР:

ВОСТОК, РОССИЯ, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА»

 

Рассмотрите представленное ниже произведение. Кто его автор? Как оно называется? С каким библейским сюжетом оно связано? Что в композиции, цветовом решении, трактовке образов позволяет говорить, что это икона?

Русский философ Павел Флоренский так сказал об этом произведении: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог». Что в этой иконе, с вашей точки зрения, подтверждает мысль П. Флоренского? 

 

 

 

 

 

 

 

 

«XIX век. ВОЗРОЖДЕНИЕ. ПРОСВЕЩЕНИЕ»

 

Задание 1

Пико де Мирандола (1463–1494) сочинил трактат «Речь о достоинстве человека», в котором от имени Бога обращается к человечеству: «Я поставил тебя в средоточие мира, чтобы тебе было легче обозревать оттуда все, что только есть в мире. Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, ты сам, свободный и доблестный мастер. можешь создать самого себя…»

Пройдет немного времени, и другой великий гуманист Леон Баттиста Альберти напишет: «Всем смертным созданиям от природы начертан непреложный закон… только человек в вечной погоне за новым сам себя погубитНе довольствуясь дарованным природой, он хочет избороздить моря и переплыть край света; он желает проникнуть под землю, на дно океана, в недра гор и выше облаков… Смертный враг всего, что он видит и чего не видит, он стремится всех поработить, он враждебен человеческому роду и самому себе… Есть ли животное более злобное и столько же ненавидимое всеми остальными, как человек? … Чтобы перечислить несчастья смертных, не хватит и дня…»

Как вы считаете, почему Леон Баттиста Альберти (1404-1472), музыкант, архитектор, поэт, философ разрушает столь дорогой для гуманистов образ человека – творца, центра мироздания?

 

Задание 2

В конце жизни Леонардо да Винчи прекращает все свои научные изыскания и занятия живописью. Он рисует сцены потопа, обрушившегося на человечество (сюжет, иллюстрирующий конец мира). Триумф человеческого разума без истинных ценностей приведет к концу земной природы – таков горький вывод ученого.

Согласны ли вы с его выводами? Изложите свое мнение. Приведите аргументы в пользу своей версии.

 

Задание 3

Перед вами портрет знаменитого итальянского проповедника и общественного реформатора – Джироламо Савонарола (1452 - 1498).

Его деятельность пришлась на то время, когда Италия была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого стала Флоренция. Яркая светская жизнь, «нравственное падение Италии», увлекшейся античностью, сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стихотворений посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми. По легенде, под воздействием его проповедей, знаменитый флорентийский живописец Сандро Боттичелли, отнес на костер свои картины на сюжеты античной мифологии.

Внимательно прочитайте фрагмент проповеди Савонаролы, обращенной к верующим: «Вы – порода свиней! Вы погрязли в языческом блуде. Вы извращены во всем: в речи и в молчании, в действии и бездействии, в вере и неверии. …Прелаты продают святые таинства, брачные мессы, они все продают. Государи сластолюбивы, жадны и горды. Они обирают вдов и сирот, притесняют народ… Долой этот человеческий позор! Никакой пощады, никакого перемирия! Долой бесполезные книги! Долой фальшивое красноречие… Долой веселье, долой всех, кто живет в веселии, кто живет веселием!...»

Выскажите свое суждение о содержании этой проповеди Савонаролы. Что вам кажется правильным? С чем вы не согласны и почему? Обоснуйте свое мнение.

 

Задание 4

Франческо Петрарка (1304-1374) – поэт, общественный деятель, гуманист произвел переоценку роли гуманитарных дисциплин в системе средневекового университетского образования, выдвинув в качестве важнейших предметов этику (учение о морали) и риторику.

Что изучает риторика? Поразмышляйте, почему для гуманистов Возрождения эта наука становится одной из главных? В связи с чем эпоху раннего Ренессанса называли «культурой канцлеров, а не профессоров?» (канцлер – государственный деятель, как правило, имеющий огромную аудиторию).

Запишите ход своих размышлений.

 

Задание 5

«Робинзон Крузо на своем острове – один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, – вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...», – писал о романе Даниэля Дефо французский философ-  просветитель Жан Жак Руссо.

Какие, по-вашему, идеи Просвещения нашли свое воплощение в романе Дефо?

Запишите ход своих размышлений по этим вопросам.

 

Задание 6

Внимательно рассмотрите картину Жана-Огюста Доминика Энгра (1780-1841):

На картине художник изобразил учредителя знаменитой французской газеты «Journal des Debats». Портрет долго не удавался, но художник все же смог найти необходимые композиционные приемы, чтобы передать характер этого человека.

Опишите героя картины. Какими, как вам кажется, чертами характера он обладает? Какие приемы использовал Энгр, чтобы дать понять это зрителю?

 

 

 

 

 

Портрет Бертена Старшего.1832.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".